Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА.

Введение и содержательный анализ понятия психологической готовности к ЕГЭ позволяют нам заявить, что психолог, работающий непосредственно с выпускниками, не может браться за задачу формирования этой готовности, поскольку подобные цели попросту недостижимы. Вопрос о том, как школа в целом формирует готовность ребенка к сдаче экзамена, представляет собой непростую научную и практическую проблему, так что мы, понимая всю ее важность, сконцентрируемся на работе с выпускниками. Определим основную цель психологической подготовки выпускников к ЕГЭ как «скорую помощь» на основе уже сформированных навыков и функций.

Исходя из этого, сформулируем частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА:


  1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ.
    2. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.
    3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

    В зависимости от специфики образовательного учреждения, контингента выпускников, состава психологической службы и ряда других параметров психолог ставит перед собой именно те задачи, которые актуальны в данной конкретной школе.
    Для достижения поставленных целей возможны две стратегии деятельности психолога:
    • Ресурсно-ориентированная стратегия. Она направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене.
    • Технологически-ориентированная стратегия. Ее цель — освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
    Для более корректного планирования содержания работы с выпускниками можно использовать разработанные нами анкеты. Они не валидизированы и имеют ориентировочный характер.

Анкета «Готовность к ЕГЭ» позволяет выделить основные трудности, характерные для выпускников.

Анкета «Анализ пробных экзаменов» позволяет отрефлексировать опыт, полученный во время сдачи репетиционного экзамена,

Анкета «Определение детей группы риска» позволяет выделить наиболее уязвимых в психологическом плане учеников.

По итогам анкетирования психолог может более корректно определить фокус своей работы.
Опишем возможные методы психологической подготовки к ЕГЭ в зависимости от стоящей перед психологом цели.

Цель 1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ

Как мы уже отмечали, успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с данной специфической процедурой (процессуальный компонент готовности). Вместе с тем именно такой ракурс часто оказывается «белым пятном» при подготовке к ЕГЭ, Как показывает анализ практики, учитель-предметник при подготовке к ЕГЭ в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.
Для достижения этой цели нами применяются следующие формы работы:
• Рассказ с последующим обсуждением.
• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ мы в качестве наглядных материалов используем видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна, как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. В подготовленных нами записях мы обратили особое внимание на следующие процедурные моменты:
1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.

  1. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.
    3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
    4. Начало работы: заполнение бланков и т. д.
    Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры. Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекци-онное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.
  • Игра-драматизация также является эффективным методом, обеспечивающим знакомство с процедурой ЕГЭ. С содержательной стороны игра-драматизация представляет собой проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном). Проведение такой игры позволяет в эмоционально комфортной и безопасной форме освоить основные элементы процедуры экзамена, поскольку знакомое и/или юмористически окрашенное содержание создает благоприятную атмосферу и позволяет сконцентрироваться именно на процессуальных сторонах экзамена. Игра максимально точно воспроизводит основные процедурные моменты экзамена (задания вложены в конверты и т. д.). Например, мы используем «настоящие» экзаменационные бланки. В качестве профилактики возможных трудностей на экзамене мы рекомендуем при проведении данной игры смоделировать ситуации, совладание с которыми может представлять определенные сложности для учащихся, например, в некоторые конверты кладется неполный комплект материалов. Для повышения мотивирующего потенциала игры она завершается игровым «поступлением» в учебные заведения (которые также могут быть как реальными, так и фантастическими) на основе количества набранных баллов.

Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ


Эта цель направлена на преодоление «мифологии», содержание которой было раскрыто ранее, а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности).
Проработка «мифологии» является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.
С нашей точки зрения, оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно отметить, что перед ведущим не стоит задача формирования предельно позитивного отношения. Как показывает практика, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена. Ведущему необходимо владеть фактической информацией, с помощью которой он может проиллюстрировать обсуждение темы. (Например, известно, что введение ЕГЭ имеет большое позитивное значение для тех регионов России, где в силу природных условий у выпускников нет возможности часто покидать место проживания для сдачи нескольких экзаменов. Это касается, к примеру, Якутии.) Как правило, в ходе дискуссии участники, высказав свои опасения и услышав разные точки зрения, в конечном счете начинают занимать более конструктивную позицию.
Приведем пример дискуссии, используемой нами при работе с выпускниками и родителями.
«Шкала согласия». Возможны два варианта проведения этого упражнения.
Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия. Например, крайнее согласие — у окна, крайнее несогласие — у двери. Затем он предлагает участникам различные утверждения и просит их занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с данным утверждением. После этого ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.
Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, и участников просят обозначить свою позицию в виде точки на линии. В остальном упражнение проводится аналогично.
Варианты утверждений для выражения степени согласия или несогласия:
• Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ.
• ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности.
• Сдать ЕГЭ мне по силам.
Приведем в качестве примера упражнение «Дом знаний».
«Дом знаний». Детям предлагается представить, что все знания, весь опыт, которые они получили за время обучения в школе, превратились в дом. Этот дом необходимо нарисовать, решив для себя, какого он будет размера, какие в нем будут элементы и т. д. По завершении рисунка детям предлагается решить, каким элементом дома будут
выпускные экзамены. При обсуждении работы важно обратить внимание детей на то, что экзамен предстаатяет собой неотъемлемую часть их школьной жизни, что он как бы завершает здание, которое строилось в течение 11 лет.
Мы полагаем, что при дефиците времени на подготовку к экзамену стоит сделать акцент именно на преодолении «мифологии» и формировании ценностно-смыслового отношения.

Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Как показывают наши исследования, к сожалению, даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов ребенок не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа.
Она может проводиться в различных формах:
• Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинством такой формы является экономия времени и возможность охватить большое количество учащихся, но возможность обеспечить индивидуальный подход в этом случае меньше.
• Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но наиболее трудоемка.
При групповой форме работы учащиеся делятся на мини-группы (до 8—10 человек), с которыми и работает психолог. Критерием для деления могут выступать схожие особенности учебной деятельности. Такая форма, с одной стороны, достаточно экономична по времени, а с другой — обеспечивает возможность дифференцированной работы по проблеме подготовки к экзамену.
Работу по формированию конструктивной стратегии деятельности на экзамене мы рекомендуем строить в несколько этапов.
1. Анализ особенностей учебной деятельности. Данный анализ может опираться на различные источники:
• Психолого-педагогическая диагностика. В нашей практике часто используются результаты диагностики прошлых лет: если выпускник пришел в школу не в текущем
учебном году, то, как правило, если в школе работает
психолог, уже имеются диагностические данные, которые вполне можно применять. Безусловно, возможен также анализ по итогам скрининговой диагностики, если выпускники пришли в школу недавно.
• Самоанализ ученика. Данный метод предполагает, что выпускник с помощью психолога анализирует особенности своей учебной деятельности, выделяя собственные сильные и слабые стороны. При кажущейся субъективности такая форма имеет значительное преимущество в том, что ставит ученика в активную позицию, тем самым повышая его ответственность.
• Экспертные оценки педагогов. В этом случае педагоги совместно с психологом анализируют особенности учебной деятельности ребенка, выделяя его сильные и слабые стороны.

  1. Выделение «места наименьшего сопротивления». Мы используем здесь термин, предложенный А. Е. Личко в совершенно ином контексте, для обозначения ситуации или процессуальных особенностей экзамена, которые представляют для ученика максимальную трудность. Например, для ребенка-отличника таким «местом наименьшего сопротивления» может стать возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или необходимость пропустить задание, если он не может с ним справиться.
    3. Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.

При использовании памятки необходимо учитывать следующие рекомендации:


  1. При первом предъявлении памятки необходимо прорабатывать, то есть обсуждать их содержание, проводить параллели с реальным жизненным опытом учащихся, иллюстрировать примерами.
  2. К ранее предложенным памяткам следует апеллировать на дальнейших этапах работы. Например, если была предложена памятка «Как повторять материал к экзамену», через некоторое время необходимо обсудить с детьми, какими рекомендациями из памятки они воспользовались, что оказалось для них полезно и т. д.
    3. Необходимо, чтобы эти памятки были знакомы различным специалистам, работающим с выпускниками: предметникам, классным руководителям и т. д. В этом случае возможна реализация единой стратегии: если все педагоги, работающие с выпускниками, так или иначе апеллируют к этим памяткам при общении с ребенком или родителем, это значительно повышает эффективность работы.
    На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:
    • Групповые психологические занятия для различных категорий учеников (например, для подростков с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы занятия носили дифференцированный характер, то есть чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности.
    • Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности имеют в основном личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).
    • Составление рекомендаций для учащихся и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или застревающих детей). Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и подростки могли их использовать в качестве памятки.
    • Индивидуальные консультации родителей выпускников

Взаимодействие психолога с педагогами при подготовке к ЕГЭ

Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов

Анализ практической деятельности по психологической подготовке к ЕГЭ позволил нам сформулировать принципы эффективного взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса по данной проблеме.
1. Распределение ответственности. Это один из ключевых вопросов, с решением которых сталкивается школьный психолог, и в ракурсе рассматриваемой темы он приобретает особое значение. Для психолога участие в подготовке к экзамену сопряжено с риском: есть вероятность, что другие участники образовательного процесса будут перекладывать на него значительно большую долю ответственности за подготовку к экзамену, чем он реально может нести. Например, мы сталкивались с тем, что директор говорил психологу: «Раз вы взялись за подготовку к экзамену, надеемся, что двоек у нас не будет».
Необходимо понимать, что высокие результаты сдачи ЕГЭ обусловлены большим количеством факторов и ответственность за них нельзя перекладывать на одного из участников педагогического процесса. Вовлеченность психолога в подготовку к ЕГЭ может не дать резкого повышения успеваемости, и это ни в коем случае не означает, что он плохо или недостаточно поработал.
2. Определение реалистичного результата работы. Включенность психолога в процесс подготовки к ЕГЭ не обязательно приведет к заметному росту оценок, нельзя оценивать эффективность психологической работы через учебные показатели. Мы полагаем, что педагогам и психологу важно концентрироваться не столько на улучшении успеваемости, сколько на создании определенной системы взаимодействия, которая непременно принесет свои плоды. Наше понимание готовности к ЕГЭ позволяет утверждать, что результативность сдачи экзамена возрастает в случае длительной работы по специальной психолого-педагогической программе, а не в результате разового взаимодействия. Поэтому не будем сразу стремиться «сдать ЕГЭ лучше всех в районе».
3. Осознание «мифологии» ЕГЭ и формирование конструктивного восприятия этой формы экзамена как первый шаг работы. Если этого не сделать, вся дальнейшая работа превратится в постоянное возвращение к теме «Какой ужас этот ЕГЭ!».
Как этот принцип реализовать на практике? Мы полагаем, что оптимальной формой для этого может стать проведение установочного семинара, который, с одной стороны, станет содержательным началом работы по проблеме подготовки к ЕГЭ, а с другой — определит ключевые позиции, принципы, руководящие идеи, на которые затем будет опираться психолого-педагогическое взаимодействие.
Такой семинар лучше проводить в начале учебного года и посвятить его не содержательным аспектам работы над психологической готовностью к ЕГЭ, а формулировке вышеописанных принципов взаимодействия. При планировании этого семинара можно использовать упражнения, предложенные выше, для проработки «мифологии» ЕГЭ.
Для осознания распределения ответственности мы рекомендуем следующее упражнение.
Упражнение «Строим дом». Для его проведения с педагогами потребуется изображение дома (рисунок на ватмане или декорация) и стикеры с клеящимся краем. Учителям предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?» Учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют. Когда все выполнят это задание,
психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен. Очень важно обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену — это не ответственность только психолога или только педагогов, работающих в старших классах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе.
Подобные упражнения, помимо своей прямой цели, оказывают также своего рода психотерапевтическое воздействие, помогая педагогу воспринимать низкие результаты ребенка на ЕТЭ не только как свою личную недоработку.
Безусловно, даже после проведения семинара возможны «рецидивы» в виде периодических высказываний типа «Вот пусть психолог их к экзаменам и готовит» или «ЕГЭ — это просто очередное издевательство». Важно понимать, что установочный семинар создаст своего рода стартовую точку, к которой можно будет апеллировать в подобных случаях: «А помните, мы в сентябре говорили, что… »

Какие задачи может решать психолог в процессе взаимодействия с педагогами?
Вспомним проведенный нами в первой главе анализ позиции ЕГЭ в современном образовательном пространстве. Мы говорили о том, что для педагогов данная форма экзамена сопряжена как с методическими, так и с личностными трудностями. Следовательно, педагог, занимающийся подготовкой выпускников к ЕГЭ, нуждается в методической и личностной поддержке. Понимая, что вопросы методики не входят в функционал работы школьного психолога, тем не менее обозначим данную линию взаимодействия. Психолог здесь будет выступать не как методист, а скорее как коллега, помогающий задуматься над некоторыми методическими задачами.
В соответствии с вышеописанными трудностями мы выделяем следующие направления работы с педагогами:
1. Работа с личностными трудностями педагога:
• Обсуждение и коррекция нереалистических установок, результатом чего станет формирование конструктивного восприятия ЕГЭ.
• Поиск личностных и профессиональных ресурсов.
2. Работа с методическими трудностями педагога:
• Ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников.
• Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки (учитель выступает как эксперт),
• Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологической готовности к ЕГЭ.
Два эти направления предполагают различную позицию психолога и соответственно различные формы работы и разное их содержание.
Оказание поддержки педагогу по поводу его личностных трудностей предполагает, что психолог в некотором смысле занимает позицию «сверху»: он становится более опытным специалистом. Подобная позиция требует таких форм работы, как семинары- практикумы, психолого-педагогические мастерские и т. д., на которых психолог в большей степени выступает как ведущий.
В рамках подобной работы, помимо просто обсуждения «мифологии», о которой уже сказано немало, важно выйти на некий новый результат: перейти от понимания ЕГЭ как проблемы к его восприятию как педагогической задачи. Именно это мы и считаем конструктивным восприятием ЕГЭ. Педагогу совершенно не обязательно проникаться идеями данной формы экзамена и становиться его горячим сторонником. Ему достаточно рассматривать ЕГЭ как задачу и подбирать соответствующие методические средства для ее решения.
Как это можно сделать? Прежде всего важно обсудить с педагогами место и роль экзамена в системе образования в целом. Каковы его функции и задачи? В ходе этой дискуссии психолог помогает педагогам сформулировать для себя понимание экзамена как образовательного стандарта, как необходимого структурного элемента школьной системы. Исходя из этого, можно переходить к обсуждению того, какие требования выдвигает ЕГЭ и в чем его особенности как измерительного инструмента (при этом можно воспользоваться материалами главы 1). Затем важно спросить педагогов, какие новые задачи им нужно решать, если выпускники сдают ЕГЭ, и что из этого они уже делают. Последний вопрос очень важен, так как он, во-первых, помогает педагогу найти личные и профессиональные ресурсы, а во-вторых, поддерживает его, подчеркивает его профессиональную значимость.
В качестве ресурсов может выступать обучение педагогов способам профилактики стрессовых состояний (см. Приложение б).
Подобную работу лучше планировать на начало учебного года, если ее предполагается продолжить проработкой методических трудностей. Если же других форм взаимодействия не предполагается, то такой жесткой привязки к срокам не будет. Но
рекомендуем все же не затягивать, чтобы хотя бы немного снизить уровень напряжения тех, кто занят подготовкой к ЕГЭ.
Обращение к методическим трудностям возможно только из позиции «на равных»: педагог и психолог — равноправные коллеги, обладающие равноценным опытом. Это подразумевает формы работы совещательного характера, где психолог в большей степени выступает как фасилитатор («круглые столы», консилиумы и пр,).
При проведении подобных мероприятий важно прежде всего сформировать общее понимание содержания и требований экзамена. Поэтому первым этапом работы должно быть совместное обсуждение тех образовательных и личностных компетенций, сформированности которых требует экзамен. Мы полагаем, что не обязательно вводить при этом понятие психологической готовности к ЕГЭ, достаточно в принципе сформировать некоторую общую платформу. Очень важно, чтобы у педагогов в результате взаимодействия с психологом появилось понимание того, что успешность в сдаче ЕГЭ подразумевает не только достаточный уровень знаний, но и ряд других функций.
Затем необходимо проанализировать сформированный на данный момент уровень подготовки учащихся. Здесь возможно как обсуждение результатов психологической диагностики, так и обращение к опыту педагогов, которые, взаимодействуя с ребенком на уроке, могут выделить ключевые особенности его учебной деятельности. Результатом работы должно стать выделение наиболее проблемных областей и имеющихся ресурсов. Следует уделять внимание обсуждению позитивных моментов, это повышает мотивацию и снижает тревогу участников.
Наконец, педагоги и психологи разрабатывают единую психолого-пpедагогическую стратегию поддержки выпускников и распределяют ответственность за отдельные элементы работы.

Очень важно провести еще один консилиум или «круглый стол», на котором будут обсуждаться итоги проделанной работы.

Советы психолога

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

  • Советы выпускникам

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10–15 минутные перерывы после 40–50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное — распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15–20 минут, через 8–9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15–20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2–3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Психологические рекомендации при подготовке к ЕГЭ

Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Сегодня в напряженно ожидающем состоянии находятся девятиклассники, одиннадцатиклассники, их учителя и родители.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В нашей школе проводится психологическая поддержка учащихся: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования.

ЕГЭ требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач предлагаем наши методические рекомендации.

Рекомендации выпускникам

Подготовка к экзамену

— Сначала подготовь место для занятий (убери лишни вещи, можно ввести в интерьер комнат в жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

* Составь план занятий на каждый день.

* Активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:

* Отмечай главное карандашом;

* Делай заметки;

* Повторяй текст вслух;

* Обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.

* Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

— Метод опорных слов;

— Метод ассоциаций.

* Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.

* Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспи, затем продолжай занятия.

Накануне экзамена

* Верь в свои силы, возможности, способности. Настраивайся на ситуацию успеха.

* Для того чтобы не охватило экзаменационное волнение, рекомендуем представить себе обстановку ЕГЭ и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, ты можешь стать менее чувствительным и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.

* В последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку, прими душ и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

Во время экзамена

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!

* Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

* Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

* Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

* Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

* Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

* Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

* Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

* Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

* Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).

* Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

* Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

* Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

* Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

* ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

* ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

* сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение всё же лучше, чем полная бездеятельность.

Практикум по саморегуляции учащихся

Рекомендуем упражнения на релаксацию:

* Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив).

* «Улыбка». (Упражнение на улыбку помогает снять мышечное напряжение. Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы

* «Точечный массаж» ( Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами).
«Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету).

* Дыхательное упражнение

Сядьте удобно. Сконцентрируйте внимание на дыхании.

1 фаза (4–6 сек.): глубокий вдох через нос;

2 фаза (2–3 сек.): задержка дыхания;

3 фаза (4–6 сек.): медленный, плавный выдох через нос;

4 фаза (2–3 сек.): задержка дыхания и т. д.;

Упражнения выполняются 2–3 минуты.

* Аутогенная тренировка (3–5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

Педагог- психолог МБОУ Бондарской СОШ Смирнова Е.В.